НПА и иные акты в сфере обеспечения транспортной доступности
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере обеспечения транспортной доступности для инвалидов
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
«Приказ Минтранса России от 20.09.2021 № 321 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Методические рекомендации объектов дорожного сервиса
Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанную от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24.09.2008. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года.
1 января 2016 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», внесенные Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
В соответствии с данными поправками органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), а также организации в сфере транспорта независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах транспортной инфраструктуры;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты транспортной инфраструктуры собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее - специальный документ);
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден Приказом Минтранса России от 01.12.2015 г. № 347.
Организации, предоставляющие услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляют инструктирование или обучение специалистов, рабочая деятельность которых может привести к взаимодействию с инвалидами и другими маломобильными группами населения, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых на них услуг.
С момента вступления закона в силу оборудованию подлежат все вновь вводимые в эксплуатацию транспортные средства, вновь строящиеся и проходящие реконструкцию или капитальный ремонт объекты транспортной инфраструктуры.
В случае, если действующие объекты невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники объектов до их реконструкции или капремонта обязаны принимать согласованные с общественными объединениями инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту оказания услуг.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов транспортной инфраструктуры, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Федеральным законом от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ также внесены изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Устав дополнен статьей 21.1 «Перевозка и особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов», согласно которой:
1. Пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
2. Владельцем объекта транспортной инфраструктуры обеспечиваются условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами, в том числе:
1) оборудование объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
2) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;
3) ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажира из числа инвалидов форме.
3. Без взимания дополнительной платы на территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, предоставляются следующие услуги:
1) помощь при передвижении по территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, в том числе при входе в транспортное средство и выходе из него, до места посадки в транспортное средство и от места высадки из него, при оформлении, получении багажа;
2) допуск собаки-проводника при наличии специального документа.
4. В транспортном средстве пассажиру из числа инвалидов перевозчиком, в том числе при перевозке транспортным средством по заказу, без взимания дополнительной платы предоставляются следующие услуги:
1) обеспечение посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;
3) перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.
5. При перевозке пассажиров из числа инвалидов и их багажа легковым такси им предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
1) оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;
2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;
3) перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.
6. Транспортное средство оснащается надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.